Название может показаться громким, но, тем не менее, оно вполне обосновано тем, что происходит сегодня в мире. Я попытаюсь раскрыть эту мысль более подробно в тексте ниже, хотя и в общих чертах, так как подробное объяснение потребует привлечения множества данных и источников для всестороннего анализа проблемы, что в данном случае не является моей целью. Прошу принять во внимание, что это лишь мои субъективные мысли и ощущения, которыми я бы хотел поделиться, так сказать, лишь указать на проблему.
Еще сравнительно недавно, в двадцатом веке, люди были вдохновлены идеями демократии и коммунизма – то есть, стремились к определенным типам общества. Эти идеи захватывали умы и сердца людей, объединяли их общим дискурсом и ценностями. Люди верили во что-то большое, общее для всех и стремились к этому.
До этого, в Европе гремели идеи национализма, гуманизма, просвещения, идеи возрождения. Ранее, в качестве общей большой идеи можно выделить учения Иисуса из Назарета, сплотившие немалые человеческие массы. Были и другие идеи, такие как стремление Александра Македонского завоевать весь мир, желание татаро-монгольской орды дойти до «последнего моря», поиски священного Грааля: человечество или отдельные его народы, менявшие ход вещей, стремилось к осуществлению какой-либо мечты, огромные массы были увлечены верой в большую идею.
Сегодня идеи Христианства уже не способны сплотить людей для общих свершений, идеи коммунизма и демократии исчерпали себя, так же, как, видимо, и идея либерализма. Никому больше не нужен священный Грааль, а идеи национализма порой уже начинают терять смысл, хотя это не мешает политическим и социальным акторам использовать их в качестве инструмента для осуществления своих стратегий.
Череда потрясений, конфликтов и революций, гражданских войн, сменяющих друг друга социальных движений, на мой взгляд, это не что иное, как конвульсии заходящих в тупик современных моделей общества вместе с их порядками и социальными институтами. Все это – скрежет ломающейся картины миры, беспорядочные колебания неуверенности в будущем из-за отсутствия четкого образа завтрашнего дня.
Мне есть что сравнивать, так как мне довелось жить в разных странах, в различных социокультурных условиях, встречать множество представителей совершенно разных культурных групп с отличными взглядами на мир, общество, политику, свободу, всевозможные права и ценности. Я подчеркиваю, именно проживать достаточно продолжительное время в разных странах и в разных условиях, а не ездить туда с экскурсиями (кроме Беларуси и России, на данный момент мне довелось еще жить в Испании, Израиле и США). Это своего рода этнографический опыт, так как, конечно же, я делал выводы и заключения, основанные на личном опыте взаимодействия с окружающей средой.
Как бы ни были различны взгляды на общественный и политический мировой порядок, какова бы ни была человеческая рутина, складывается впечатление, что люди больше не стремятся к чему-то по-настоящему большому, глобальному. Такое ощущение, что большинство лишь проживает свою жизнь здесь и сейчас, руководствуясь сиюминутными или краткосрочными целями и потребностями. Завязли, люди завязли в повседневности, и каждый день воспроизводят себя в рутине, без смысла, без глобальной идеи, без общей веры во что-либо, превращаясь в набор количественных показателей и атрибутов, теряя свою индивидуальную уникальность. Копии копий копируют друг друга.
Может быть это грубо, но это мое видение проблемы. Из-за отсутствия большой идеи, человечество заполняет возникшую пустоту тем, что есть в ближайшем окружении каждого. Это, возможно, объясняет хотя бы отчасти, неумеренные аппетиты и растущие объемы потребления товаров и услуг, в том числе, развлечений. Причем растет именно пассивное потребление: потребление при помощи онлайн-сервисов (доставка продуктов питания на дом, онлайн-игры и онлайн-кинотеатры, онлайн-экскурсии, онлайн-казино), этот список долгий.
Количество услуг и способов их потребления растет, объемы потребления увеличиваются, а идеи все нет. Эта прожорливость просто занимает все больше и больше времени и места в жизни каждого индивида. Стремиться больше некуда, да и незачем – ведь все, что необходимо, есть прямо под рукой. Интернет и разнообразные девайсы дают возможность потреблять с удобством и проворством. Потреблять все, что угодно, включая различный контент. Не могу не признать, что в самой возможности такого потребления есть и немало положительных моментов, так как, помимо потребления, эти технологии позволяют решать множество дел и задач с таким же удобством и проворством, как и потреблять товары и услуги. Тем не менее, идеи-то все равно нет...
Это размышление можно продолжать еще довольно долго, поэтому я вернусь к основной сути. Кто-то может возразить: «А как же идея демократизации и либерализации мирового сообщества, идеи гражданских прав и свобод, главенства закона и так далее?..»
Ничего не могу сказать, в этом нет ничего плохого, равно как и нет в этом ничего хорошего. К чему это все ведет в конечном итоге, куда движется такое общество – пусть и демократическое – со всеми свободами, которые ему обычно приписывают? Представим, что во всем мире установилось общество, построенное по этим принципам, и что дальше? Люди от этого вдруг станут лучше, все вдруг начнут жить в мире, или, может быть, Солнце начнет вставать на Западе, а заходить на Востоке?
Я не вижу как эта идея может выступить в роли некоей глобальной движущей силы, которая позволит человечеству сделать новый качественный скачок в развитии. Бесспорно, многие изменения должны начинаться на индивидуальном уровне, но ведь должно же быть что-то, что затронет само нутро этого конкретного индивида, вселит в него стремление к чему-то поистине грандиозному, к чему-то глобальному: к такой идее, которой бы хватило на всех, которая бы смогла сплотить людей, а не разделить их на группы по интересам, как это происходит сейчас.
На резонное замечание, почему же тогда я не предлагаю никакой глобальной идеи, могу сказать, что я не гений, способный указать всем единственно верную дорогу, но, по крайней мере, я могу заметить назревшие проблемы и пытаться изменить что-то хотя бы для самого себя.
Еще сравнительно недавно, в двадцатом веке, люди были вдохновлены идеями демократии и коммунизма – то есть, стремились к определенным типам общества. Эти идеи захватывали умы и сердца людей, объединяли их общим дискурсом и ценностями. Люди верили во что-то большое, общее для всех и стремились к этому.
До этого, в Европе гремели идеи национализма, гуманизма, просвещения, идеи возрождения. Ранее, в качестве общей большой идеи можно выделить учения Иисуса из Назарета, сплотившие немалые человеческие массы. Были и другие идеи, такие как стремление Александра Македонского завоевать весь мир, желание татаро-монгольской орды дойти до «последнего моря», поиски священного Грааля: человечество или отдельные его народы, менявшие ход вещей, стремилось к осуществлению какой-либо мечты, огромные массы были увлечены верой в большую идею.
Сегодня идеи Христианства уже не способны сплотить людей для общих свершений, идеи коммунизма и демократии исчерпали себя, так же, как, видимо, и идея либерализма. Никому больше не нужен священный Грааль, а идеи национализма порой уже начинают терять смысл, хотя это не мешает политическим и социальным акторам использовать их в качестве инструмента для осуществления своих стратегий.
Череда потрясений, конфликтов и революций, гражданских войн, сменяющих друг друга социальных движений, на мой взгляд, это не что иное, как конвульсии заходящих в тупик современных моделей общества вместе с их порядками и социальными институтами. Все это – скрежет ломающейся картины миры, беспорядочные колебания неуверенности в будущем из-за отсутствия четкого образа завтрашнего дня.
Мне есть что сравнивать, так как мне довелось жить в разных странах, в различных социокультурных условиях, встречать множество представителей совершенно разных культурных групп с отличными взглядами на мир, общество, политику, свободу, всевозможные права и ценности. Я подчеркиваю, именно проживать достаточно продолжительное время в разных странах и в разных условиях, а не ездить туда с экскурсиями (кроме Беларуси и России, на данный момент мне довелось еще жить в Испании, Израиле и США). Это своего рода этнографический опыт, так как, конечно же, я делал выводы и заключения, основанные на личном опыте взаимодействия с окружающей средой.
Как бы ни были различны взгляды на общественный и политический мировой порядок, какова бы ни была человеческая рутина, складывается впечатление, что люди больше не стремятся к чему-то по-настоящему большому, глобальному. Такое ощущение, что большинство лишь проживает свою жизнь здесь и сейчас, руководствуясь сиюминутными или краткосрочными целями и потребностями. Завязли, люди завязли в повседневности, и каждый день воспроизводят себя в рутине, без смысла, без глобальной идеи, без общей веры во что-либо, превращаясь в набор количественных показателей и атрибутов, теряя свою индивидуальную уникальность. Копии копий копируют друг друга.
Может быть это грубо, но это мое видение проблемы. Из-за отсутствия большой идеи, человечество заполняет возникшую пустоту тем, что есть в ближайшем окружении каждого. Это, возможно, объясняет хотя бы отчасти, неумеренные аппетиты и растущие объемы потребления товаров и услуг, в том числе, развлечений. Причем растет именно пассивное потребление: потребление при помощи онлайн-сервисов (доставка продуктов питания на дом, онлайн-игры и онлайн-кинотеатры, онлайн-экскурсии, онлайн-казино), этот список долгий.
Количество услуг и способов их потребления растет, объемы потребления увеличиваются, а идеи все нет. Эта прожорливость просто занимает все больше и больше времени и места в жизни каждого индивида. Стремиться больше некуда, да и незачем – ведь все, что необходимо, есть прямо под рукой. Интернет и разнообразные девайсы дают возможность потреблять с удобством и проворством. Потреблять все, что угодно, включая различный контент. Не могу не признать, что в самой возможности такого потребления есть и немало положительных моментов, так как, помимо потребления, эти технологии позволяют решать множество дел и задач с таким же удобством и проворством, как и потреблять товары и услуги. Тем не менее, идеи-то все равно нет...
Это размышление можно продолжать еще довольно долго, поэтому я вернусь к основной сути. Кто-то может возразить: «А как же идея демократизации и либерализации мирового сообщества, идеи гражданских прав и свобод, главенства закона и так далее?..»
Ничего не могу сказать, в этом нет ничего плохого, равно как и нет в этом ничего хорошего. К чему это все ведет в конечном итоге, куда движется такое общество – пусть и демократическое – со всеми свободами, которые ему обычно приписывают? Представим, что во всем мире установилось общество, построенное по этим принципам, и что дальше? Люди от этого вдруг станут лучше, все вдруг начнут жить в мире, или, может быть, Солнце начнет вставать на Западе, а заходить на Востоке?
Я не вижу как эта идея может выступить в роли некоей глобальной движущей силы, которая позволит человечеству сделать новый качественный скачок в развитии. Бесспорно, многие изменения должны начинаться на индивидуальном уровне, но ведь должно же быть что-то, что затронет само нутро этого конкретного индивида, вселит в него стремление к чему-то поистине грандиозному, к чему-то глобальному: к такой идее, которой бы хватило на всех, которая бы смогла сплотить людей, а не разделить их на группы по интересам, как это происходит сейчас.
На резонное замечание, почему же тогда я не предлагаю никакой глобальной идеи, могу сказать, что я не гений, способный указать всем единственно верную дорогу, но, по крайней мере, я могу заметить назревшие проблемы и пытаться изменить что-то хотя бы для самого себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий