В предыдущей статье, я говорил о том, что белорусская власть, оппозиция и рядовые граждане живут в разных социальных реальностях. В этом тексте, я хочу пояснить это высказывание более подробно и поговорить об этом немного в другом ключе. Речь пойдет не только о политике, но и об общественных трендах в целом.
При чем тут метамодерн? Да как бы изначально он был ни при чем, но случайно подвернулся под руку и оказался удобным концептом для объяснения ситуации. Раз уж я заикнулся про метамодерн, стоит немного упомянуть и про модерн с постмодерном, так как в данном случае они идут в одной упаковке – Модерн-пак три в одном – весенняя распродажа.
Я хочу обратить внимание на то, какие различия существуют при взаимодействии человека с миром и с другими членами общества, если посмотреть на этот процесс опираясь на парадигмы модерна, постмодерна и метамодерна. Я сейчас говорю о них не как об эпохах развития цивилизации, а именно как о парадигмах, которые можно использовать для описания и объяснения окружающего нас мира. Возможно, в моем тексте этим понятиям присуща некоторая степень метонимии и они не совсем то, чем кажутся на первый взгляд.
В метамодерне мы взаимодействуем с миром, но у него больше нет конкретной формы, которая могла бы быть единой для всех. Мир словно трансформер, где разные его элементы и атрибуты перемешиваются и поэтому постоянной и устойчивой формы ни у чего больше быть не может. Так же происходит и с нацией, обществом и государством – больше нет конкретной формы, в которой они выражают себя в мире. Определение формы, в которой повседневно проявляет себя мир, теперь прерогатива индивида. Грубо говоря, у каждого здесь собственное понимание нации, общества и государства и собственное индивидуальное взаимодействие с ними.
В модернистском понимании, у мира есть конкретная форма и вполне определенные границы, которые можно пощупать. У национального государства здесь есть ощутимые границы – общность территории, на которой проживает группа людей. У общества есть конкретные характеристики, которые его определяют в том или ином виде. Мир более-менее устойчив во времени и пространстве. Мир в значительной степени коллективен, если угодно. Это своего рода коллективная общая реальность.
В постмодерне существует множество подобий, репрезентаций, симулякров оригинальной формы и окружающего мира. Цифровые и дискурсивные копии оригинала, где уже не совсем ясно, что же на самом деле оригинал и где же вообще та общая форма, но представление о какой-то форме, к которой все ее копии отсылаются все равно существует в дискурсе.
Приведу грубый пример – в постмодерне, мы видим изображение собаки, которая лает, но укусить нас собака не может. В модерне, собака конкретна и вполне реальна – она лает и кусается. В метамодерне, что-то лает, что-то кусает, но что именно это по форме, не совсем ясно, так как каждый решает, что же это такое лично для себя.
В этом и главная разница трех парадигм при взаимодействии с миром. Здесь становятся видны различия между белорусской правящей верхушкой, оппозицией и определёнными группами граждан. Сегодня в Беларуси одновременно существуют все три парадигмы, в той или иной степени. Власть и оппозиция “тягаются” между собой в рамках парадигмы модерна, гражданское общество во многом взаимодействует через парадигму постмодерна, а часть креативной прослойки в это время выражает себя в мире через метамодерн.
При этом важно понимать, что в чистом виде ни один из элементов этого Модерн-пака в современной Беларуси не проявляется. Скорее всего, можно наблюдать смесь все трех элементов, где каждый из них преобладает в различной степени. Заметны лишь некоторые тренды для разных участников социального процесса в Беларуси.
Для вышеупомянутой креативной прослойки, в итоге, государство лает, государство кусает, но что такое это самое государство уже не так понятно, да и собственно не так и важно для этого креативного класса. Под креативным классом я в данном случае понимаю людей, непосредственно вовлеченных в творческий процесс и в процесс создания и формирования чего-то нового. Это как люди искусства, так и бизнесмены, которые применяют инновации и нестандартные решения. Примеров сегодня полно – стартаперы, социальные предприниматели, уличные художники, поэты, независимые артисты и исполнители перформативного искусства, урбанисты и многие другие люди, которые привносят в белорусскую реальность различные инновации.
Для чиновников и оппозиционеров, представления о роли государства и его форме, вполне конкретные – оно либо правовое, либо нет, либо президентская республика, либо парламентская, либо авторитарное, либо либеральное, либо со свободным рынком, либо с государственным регулированием, либо часть Европейской цивилизации, либо не совсем, и т.д. Какими бы характеристиками государство не наделяли, форма у него в данном случае вполне конкретная, с общими характеристиками, границами и принципами существования в мире.
Для значительной части белорусского гражданского общества, государство – это симулякр, копия, подобие самого себя, но не что-то конкретное. В данном случае, существует множество схожих и расхожих представлений о том, каким государство Беларусь должно быть, каким оно является и не является. Все эти представления постоянно мелькают в онлайн медиа, в разговорах и различных дискурсивных практиках, но по форме, они практически нигде кроме дискурса не существуют и существовать в принципе не могут. Так как в этом случае собака лает, но укусить не может, поскольку существует она только в абстрактной форме, только в визуализации действия, но не в самом этом действии.
При взгляде на мир через парадигму метамодерна, что такое быть белорусом и принадлежать к белорусской нации, каждый решает для себя сам. Вот главное отличие. Границы национального государства не так важны, так как многие граждане стали мобильными. Кто-то живет в других странах, кто-то зимует на Гоа и Бали и летом приезжает в Беларусь, кто-то часто ездит по Европе и другим странам по различным делам. Но от этого люди не перестают считать и ощущать себя белорусами. Люди не перестают относить себя к белорусской нации, вот только понятие об этой нации теперь у каждого из них в значительной степени свое, индивидуальное. Соответственно, и способы взаимодействия с белорусской действительностью у каждого свои, и проявление белорусской действительности по отношению к каждому из них тоже вполне индивидуальное.
В соответствии с парадигмой модерна, есть четкие характеристики белорусскости – будь то “советская нация”, “литвинская нация”, “нация тутэйших” и т.д. С этой точки зрения, есть определенные характеристики истинной белорусскости – общий язык, культура, территория, история, общая цель, общие мифы, общие проблемы, заботы, общие стереотипы, общие понятия о том, кто “друг”, а кто “враг”, общие национальные символы (это не только флаг и герб, это еще и эпос, кухня, цветы, символические животные, устойчивые социальные практики и прочие проявления символизма) и так далее.
В постмодерне, национальные проекты и их вариации находят отражение в медийном пространстве и социальных дискурсивных практиках. Это – мифотворчество посредством новостей, персональных мнений, историографии, комментариев на форумах, беседах с коллегами, друзьями, единомышленниками, оппонентами. Это – создание различных культурных, политических и гражданских сообществ, основная активность которых происходит онлайн, либо они выражают себя в мире через репрезентацию в различных медиа. Это – опосредованное взаимодействие с различными общественными событиями через различные каналы коммуникации – ТВ, онлайн СМИ, социальные сети (это когда мы комментируем событие, в котором лично не принимали участия, либо рассказываем о нем другим). И так далее.
Креативный класс, или креативная прослойка, если хотите, формируется в Беларуси прямо сейчас, на наших глазах. Вместе с этой прослойкой формируется и креативная среда. Но, очень важный момент заключается в том, что для этой прослойки государство имеет второстепенное значение – главное для этих групп людей создавать и развивать. Само существование такой возможности позволяет в некоторой степени "игнорировать" государство в его модернистском понимании.
Государство существует где-то вокруг, или же в дискурсе, но его конечная физическая форма не так важна до тех пор, пока креативная среда существует сама для себя и находит пути для собственного воспроизводства и развития. Это, если хотите контркультура, которая развивается в современном белорусском обществе, но развивается она в немного ином понимании контркультуры – эта культура не направлена на борьбу с общественным устройством, так как это противоречит ее сущности. Она лишь проявляет себя в мире альтернативным образом через креативность и творчество, как в бизнесе, так и в искусстве. Она проявляет себя через инициативность и создание нового, но ни в коем случае не через разрушение старого. Скорее, она дополняет то, что уже существует, органично модифицируя текущую социальную реальность.
К чему это приведёт, посмотрим. Что это значит, скоро увидим собственными глазами. Лично я считаю, что это положительно влияет на белорусское общество – от этого выигрывают все – политики, бизнесмены и простые белорусские граждане.
© Антон Динерштейн, 12.04.2017.
#Беларусь #Государство #Метамодерн #Креативность #Политика #Власть
При чем тут метамодерн? Да как бы изначально он был ни при чем, но случайно подвернулся под руку и оказался удобным концептом для объяснения ситуации. Раз уж я заикнулся про метамодерн, стоит немного упомянуть и про модерн с постмодерном, так как в данном случае они идут в одной упаковке – Модерн-пак три в одном – весенняя распродажа.
Я хочу обратить внимание на то, какие различия существуют при взаимодействии человека с миром и с другими членами общества, если посмотреть на этот процесс опираясь на парадигмы модерна, постмодерна и метамодерна. Я сейчас говорю о них не как об эпохах развития цивилизации, а именно как о парадигмах, которые можно использовать для описания и объяснения окружающего нас мира. Возможно, в моем тексте этим понятиям присуща некоторая степень метонимии и они не совсем то, чем кажутся на первый взгляд.
Модерн-пак – коротко о различиях:
В метамодерне мы взаимодействуем с миром, но у него больше нет конкретной формы, которая могла бы быть единой для всех. Мир словно трансформер, где разные его элементы и атрибуты перемешиваются и поэтому постоянной и устойчивой формы ни у чего больше быть не может. Так же происходит и с нацией, обществом и государством – больше нет конкретной формы, в которой они выражают себя в мире. Определение формы, в которой повседневно проявляет себя мир, теперь прерогатива индивида. Грубо говоря, у каждого здесь собственное понимание нации, общества и государства и собственное индивидуальное взаимодействие с ними.
В модернистском понимании, у мира есть конкретная форма и вполне определенные границы, которые можно пощупать. У национального государства здесь есть ощутимые границы – общность территории, на которой проживает группа людей. У общества есть конкретные характеристики, которые его определяют в том или ином виде. Мир более-менее устойчив во времени и пространстве. Мир в значительной степени коллективен, если угодно. Это своего рода коллективная общая реальность.
В постмодерне существует множество подобий, репрезентаций, симулякров оригинальной формы и окружающего мира. Цифровые и дискурсивные копии оригинала, где уже не совсем ясно, что же на самом деле оригинал и где же вообще та общая форма, но представление о какой-то форме, к которой все ее копии отсылаются все равно существует в дискурсе.
Модерн-пак через метафору собаки:
Приведу грубый пример – в постмодерне, мы видим изображение собаки, которая лает, но укусить нас собака не может. В модерне, собака конкретна и вполне реальна – она лает и кусается. В метамодерне, что-то лает, что-то кусает, но что именно это по форме, не совсем ясно, так как каждый решает, что же это такое лично для себя.
В этом и главная разница трех парадигм при взаимодействии с миром. Здесь становятся видны различия между белорусской правящей верхушкой, оппозицией и определёнными группами граждан. Сегодня в Беларуси одновременно существуют все три парадигмы, в той или иной степени. Власть и оппозиция “тягаются” между собой в рамках парадигмы модерна, гражданское общество во многом взаимодействует через парадигму постмодерна, а часть креативной прослойки в это время выражает себя в мире через метамодерн.
При этом важно понимать, что в чистом виде ни один из элементов этого Модерн-пака в современной Беларуси не проявляется. Скорее всего, можно наблюдать смесь все трех элементов, где каждый из них преобладает в различной степени. Заметны лишь некоторые тренды для разных участников социального процесса в Беларуси.
Беларусь через метафору собаки:
Для вышеупомянутой креативной прослойки, в итоге, государство лает, государство кусает, но что такое это самое государство уже не так понятно, да и собственно не так и важно для этого креативного класса. Под креативным классом я в данном случае понимаю людей, непосредственно вовлеченных в творческий процесс и в процесс создания и формирования чего-то нового. Это как люди искусства, так и бизнесмены, которые применяют инновации и нестандартные решения. Примеров сегодня полно – стартаперы, социальные предприниматели, уличные художники, поэты, независимые артисты и исполнители перформативного искусства, урбанисты и многие другие люди, которые привносят в белорусскую реальность различные инновации.
Для чиновников и оппозиционеров, представления о роли государства и его форме, вполне конкретные – оно либо правовое, либо нет, либо президентская республика, либо парламентская, либо авторитарное, либо либеральное, либо со свободным рынком, либо с государственным регулированием, либо часть Европейской цивилизации, либо не совсем, и т.д. Какими бы характеристиками государство не наделяли, форма у него в данном случае вполне конкретная, с общими характеристиками, границами и принципами существования в мире.
Для значительной части белорусского гражданского общества, государство – это симулякр, копия, подобие самого себя, но не что-то конкретное. В данном случае, существует множество схожих и расхожих представлений о том, каким государство Беларусь должно быть, каким оно является и не является. Все эти представления постоянно мелькают в онлайн медиа, в разговорах и различных дискурсивных практиках, но по форме, они практически нигде кроме дискурса не существуют и существовать в принципе не могут. Так как в этом случае собака лает, но укусить не может, поскольку существует она только в абстрактной форме, только в визуализации действия, но не в самом этом действии.
Белорусская национальная идентичность и Модерн-пак:
При взгляде на мир через парадигму метамодерна, что такое быть белорусом и принадлежать к белорусской нации, каждый решает для себя сам. Вот главное отличие. Границы национального государства не так важны, так как многие граждане стали мобильными. Кто-то живет в других странах, кто-то зимует на Гоа и Бали и летом приезжает в Беларусь, кто-то часто ездит по Европе и другим странам по различным делам. Но от этого люди не перестают считать и ощущать себя белорусами. Люди не перестают относить себя к белорусской нации, вот только понятие об этой нации теперь у каждого из них в значительной степени свое, индивидуальное. Соответственно, и способы взаимодействия с белорусской действительностью у каждого свои, и проявление белорусской действительности по отношению к каждому из них тоже вполне индивидуальное.
В соответствии с парадигмой модерна, есть четкие характеристики белорусскости – будь то “советская нация”, “литвинская нация”, “нация тутэйших” и т.д. С этой точки зрения, есть определенные характеристики истинной белорусскости – общий язык, культура, территория, история, общая цель, общие мифы, общие проблемы, заботы, общие стереотипы, общие понятия о том, кто “друг”, а кто “враг”, общие национальные символы (это не только флаг и герб, это еще и эпос, кухня, цветы, символические животные, устойчивые социальные практики и прочие проявления символизма) и так далее.
В постмодерне, национальные проекты и их вариации находят отражение в медийном пространстве и социальных дискурсивных практиках. Это – мифотворчество посредством новостей, персональных мнений, историографии, комментариев на форумах, беседах с коллегами, друзьями, единомышленниками, оппонентами. Это – создание различных культурных, политических и гражданских сообществ, основная активность которых происходит онлайн, либо они выражают себя в мире через репрезентацию в различных медиа. Это – опосредованное взаимодействие с различными общественными событиями через различные каналы коммуникации – ТВ, онлайн СМИ, социальные сети (это когда мы комментируем событие, в котором лично не принимали участия, либо рассказываем о нем другим). И так далее.
Немного о креативном классе в Беларуси
Креативный класс, или креативная прослойка, если хотите, формируется в Беларуси прямо сейчас, на наших глазах. Вместе с этой прослойкой формируется и креативная среда. Но, очень важный момент заключается в том, что для этой прослойки государство имеет второстепенное значение – главное для этих групп людей создавать и развивать. Само существование такой возможности позволяет в некоторой степени "игнорировать" государство в его модернистском понимании.
Государство существует где-то вокруг, или же в дискурсе, но его конечная физическая форма не так важна до тех пор, пока креативная среда существует сама для себя и находит пути для собственного воспроизводства и развития. Это, если хотите контркультура, которая развивается в современном белорусском обществе, но развивается она в немного ином понимании контркультуры – эта культура не направлена на борьбу с общественным устройством, так как это противоречит ее сущности. Она лишь проявляет себя в мире альтернативным образом через креативность и творчество, как в бизнесе, так и в искусстве. Она проявляет себя через инициативность и создание нового, но ни в коем случае не через разрушение старого. Скорее, она дополняет то, что уже существует, органично модифицируя текущую социальную реальность.
К чему это приведёт, посмотрим. Что это значит, скоро увидим собственными глазами. Лично я считаю, что это положительно влияет на белорусское общество – от этого выигрывают все – политики, бизнесмены и простые белорусские граждане.
© Антон Динерштейн, 12.04.2017.
#Беларусь #Государство #Метамодерн #Креативность #Политика #Власть
Комментариев нет:
Отправить комментарий