четверг, 20 апреля 2017 г.

Чернобыль, Радуница и коллективная память в Беларуси.

Человек использует свою память, чтобы обращаться к событиям и эпизодам прошлого. Память позволяет каждому реконструировать то, чего больше нет. При помощи памяти, люди способны извлекать прошлое и оживлять его в своем воображении. Люди способны думать о прошлом, делиться прошлым друг с другом, обсуждать то, что осталось где-то позади.

Пока люди вызывают события прошлого в совей памяти, прошлое остается с нами, оно остается в настоящем и пронизывает текущий момент, как для всех вместе, так и для каждого по отдельности. Индивидуальная и коллективная память встречаются здесь и сейчас и продолжают жить. Продолжают жить в различных формах, продолжают существовать, наполненные различными смыслами для каждого по отдельности и для всех в общем.

…Скоро Радуница – день, когда мы поминаем наших предков. Это день, когда мы можем вспомнить тех, кого с нами больше нет. Вспомнить с уважением, вспомнить с грустью, вспомнить с радостью – ведь о каждом человеке, которого мы знали и который был нам дорог, в памяти остаются в том числе и радостные моменты. Мы улыбаемся, когда с теплом вспоминаем ушедших.

Именно поэтому, в этот день мы не работаем. Не работаем для того, чтобы ничто не мешало нам обратиться к нашей памяти и позволить событиям прошлого ожить перед нашими глазами. Ожить во всей их полноте, насколько это представляется возможным. Пока мы их помним, наши предки живут с нами. Они живут в наших воспоминаниях и этот день памяти позволяет нашим предкам вновь предстать перед нами, предстать перед нами во всем их великолепии, в их лучшем виде. В этот день они приветствуют нас через наши воспоминания.

И совершенно не важно, что наши воспоминания избирательны. Совершенно не важно, что мы помним о близких людях только лучшее, или только то, что хотим о них помнить – помним то, чего нам не хватает, то, по чему мы тоскуем, то, что мы в них любили. И даже если мы их не знали, мы можем помнить о них. Помнить из рассказов, услышанных от родственников, помнить из старых фотографий, которые мы видели в альбомах, помнить из рассказов тех, кто их знал, или знал тех, кто знал наших предков когда-то. Наше воображение позволяет нам помнить даже то, чего мы не видели – главная суть здесь в том, чтобы помнить.

Так же, как и людей, мы помним и события. События, которые зачастую мы даже и не видели. Мы не видели их, но слышали о них от других людей, читали о них в книгах, смотрели о них видеосюжеты. Мы помним о войнах, катастрофах и научных прорывах; мы помним о чудесах и о днях, когда чудес ждать не приходилось.

…Мы помним о Чернобыле... А что мы помним о Чернобыле? 26-го Апреля будет годовщина взрыва на Чернобыльской Атомной Электростанции. Взрыв произошёл 26-го Апреля 1986-го года. Это случилось 31 год назад. Давно ли это было, или недавно – это неважно – главное, помнить... Помнить о причинах, помнить о последствиях, помнить, даже если хочется забыть.

Мы помним. Но как мы, Белорусы, помним об этом, во что мы превращаем эту память? Мы выходим на улицу и делаем из этого политическую акцию. Мы агитируем на чужих утратах и на чужом горе. Рядом с плакатами с призывами к памяти, мы видим политиков и государственную символику. Мы видим бело-красно-белые флаги, мы видим политические лозунги. Задумайтесь, насколько это уместно? Как можно смешивать память о погибших и пострадавших с политическим протестом, направленным против власти?

Основанная суть Чернобыльского Шляха – помнить, а не протестовать. Какое отношение имеет бело-красно-белая символика к трагедии на электростанции? Какое отношение к ней имеют флаги Евросоюза? Какое отношение к ней вообще имеют какие бы то ни было флаги? И не сомневайтесь – эти флаги там будут и их будет много. Возможно, слишком много, чтобы привлечь к себе внимание и отступить от того, ради чего Чернобыльский Шлях проходит. Что же, пусть так, но люди хотя бы стараются помнить, пусть и в такой извращённой форме.

Это все же лучше, чем совершенно об этом забыть. Забыть так, как это делает наше государство в лице полномочной власти. Власти, которой сегодня до трагедии на ЧАЭС больше нет дела. Власти, которая выбирает, о чем мы, Беларусы, помнить можем, а о чем нет. Власти, которая говорит нам, кто был прав, а кто нет. Власти, которая лишает людей права помнить то, что люди хотят помнить. Власти, которая лишает людей права выбирать события для совместных воспоминаний о прошлом. Власти, которая выбирает помнить то, что помнить удобно и выбирает забыть то, что приносит неудобства.

Как можно такое забыть? А как можно забыть о холокосте? Почему эти темы так неудобны для нашей общей памяти? Чего мы ещё не помним, о чем ещё мы забудем ради сиюминутной политической выгоды? Стыдно должно быть, как правительству, так и нашим оппозиционным политикам за то, что используют трагедии в своих корыстных целях – это просто низко и подло. Указывать на то что и как помнить, – тоже низко и подло.

…Скоро 9-е Мая, а затем 3-е Июля. О чем нам говорят эти даты, какую память они вызывают в Белорусах? Как мы выбираем помнить об этих событиях, какие события рисует наше воображение? Что мы делаем, чтобы помнить о том, что эти даты символизируют? Белорусы одеваются нарядно и празднично, власти устраивают военные парады и танки снова едут по Минску, президент в военной форме и с видом генералиссимуса стоит на трибуне в окружении чиновников, которые перед ним пресмыкаются, молодые солдаты идут с гордо поднятой головой и чеканят шаг, гаишники «стригут» деньги на дорогах, многие напиваются и громко поют военные песни. Белорусы идут гулять в город, смотрят фильмы о войне, веселятся, танцуют, в городе играет музыка, в городе гремят салюты и Белорусы заворожёнными глазами смотрят в небо и кричат: «Ура!»

И все же, во всей этой радости от победы где-то теряется неудобная память об огромной трагедии, о кровавой войне и ее бесчисленных жертвах. Во всем этом бряцанье оружием теряется память о том, что именно оружие использовали для того, чтобы проливать реки крови. Во всем этом веселье куда-то пропадает тот ужас, который война принесла в наши края. Люди не хотят помнить об ужасе и о смерти, ведь такая память причиняет боль. Мы помним о войне не как о трагедии, а как о чем-то, что пробуждает в нас национальную гордость. Мы радуемся и помним о победах, а не вдумчиво чтим память погибших, пытаясь в очередной раз осмыслить произошедшее. Ведь так помнить удобнее…

Память о прошлых трагедиях, память об ушедших способна пробудить в человеке сопереживание, заставить человека остановиться, оглянуться назад в прошлое и подумать о том, как он живет сейчас. Так ли он живет, как того хотели бы его предки. Так ли он живет, как подобает жить человеку. Сопереживание – это то, что позволяет нам почувствовать себя живыми, почувствовать себя людьми. Сопереживание – это то, что позволяет нам принять радости и трагедии других людей, которые живут рядом с нами.

Только цельная личность способна сопереживать – это делает нас людьми. Только цельная личность способна помнить как радость, так и горе, помнить то, что помнить приятно и то, что помнить больно и неудобно. Память об ошибках, признание чужой трагедии, также как и признание чужих заслуг и успехов, – это черта цельной личности, это черта по-настоящему цельной и полноценной нации. Давайте не забывать об этом. Давайте помнить даже то, что помнить неудобно.


© Антон Динерштейн, 20.04.2017
#Беларусь #память #Чернобыль #Радуница #Чернобыльскийшлях #война #нашапамять

Комментариев нет:

Отправить комментарий