пятница, 2 октября 2020 г.

"Голь на выдумки хитра": Беларусь и публичная креативность

Есть такая поговорка: «Голь на выдумки хитра». Эта поговорка описывает изобретательность в стесненных обстоятельствах, творческий компонент в решении насущных задач. Эта поговорка уже долго не выходит у меня из головы и не просто так, ведь чем больше ограничений, запретов и репрессий мы видим в последние дни, тем сильнее становится креативный ответ белорусских граждан на действия «силовиков» и людей, которые силой удерживают власть в стране.

Творчество это не столько про искусство, сколько про преодоление конфликтов и противоречий с реальностью и повседневностью. Отчетливо видно, как граждане коллективно и публично преодолевают конфликт с нехваткой прав и свобод, создавая локальные и общенациональные инициативы. В таких инициативах отчетливо прослеживается творческий компонент как способ преодоления противоречий между «официальным» и «неофициальным» социальным, культурным и политическим миром.

Еженедельное шествие с элементами карнавала – это лишь одна из наиболее заметных форм творческого противостояния с повседневностью. Если спуститься на более локальные инициативы, то мы видим множество примеров коллективного творческого сотрудничества людей на уровне дворов, кварталов, микрорайонов и так далее. Отличный показательный пример – это тусовка с мастер-классом по танцам во дворе на площади «Перемен» на Червякова.

Люди собираются дворами, общаются, сближаются и совместно придумывают очередные способы привнести в повседневность свои политические, культурные и общественные ценности – люди сами создают новые повседневные практики, упорно и последовательно внедряют новые смыслы и способы взаимоотношений в публичном пространстве. Это и есть тот феномен, который описывает понятие публичного творчества (public creativity). Смысл в том, что творчество происходит как ответ на серость, ограничения и репрессии.

Как результат, мы видим, как появляется, развивается и эволюционирует альтернативная социальная и культурная среда. Интересный момент в том, что это вполне естественный процесс и чем больше становится ограничений, тем сильнее коллективный ответ. Чем больше слоев общества эти ограничения затрагивают, тем больше людей принимает участие в этом творческом ответе на репрессии.

Соответственно, когда нет явных и ярко выраженных массовых конфликтов, нет и такого массового творческого ответа. Смысл творчества в создании нового и, если сильной потребности в новом нет, творческие процессы приобретают менее яркий и менее выраженный характер. Чем больше такая потребность в новом и отличном от привычного уклада, тем ярче и отчетливее видны элементы коллективной творческой деятельности, направленные на изменение текущей ситуации.

На этом я пока остановлюсь…

Антон Динерштейн, 07.09.2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий