Давайте поговорим о таких понятиях как «идеология», «пропаганда» и «миф». Между ними есть тонкая грань, но они связаны между собой определенным образом. Вот именно об этой связи я и хочу поговорить подробнее, чтобы лучше во всем этом разобраться.
Если грубо и коротко, «идеология» – это осмысленная практика – способ жизни в мире в соответствии с некими убеждениями о том, как нужно жить, что хорошо, а что плохо, как стоит себя вести и как стоит относиться к себе и окружающим.
Если в самом общем виде, то идеологии бывают «доминирующими», «негативными», «оппозиционными» и «позитивными». Доминирующая идеология – это та, в соответствии с которой живет большинство, либо та, которая превалирует в публичном пространстве и публичном дискурсе, либо та, в контексте которой функционирует общество.
Если что-то превалирует в публичном дискурсе и пространстве, это еще не означает, что люди всецело эту идеологию разделяют и живут в соответствии с ней на все сто процентов.
Негативная идеология – это та, которая направлена против какой-либо другой идеологии. Это, например, антикоммунизм, антифашизм, анти-либерализм и так далее. Принципиальная фича тут это именно направленность против чего-либо, но не обязательно против доминирующей идеологии.
Негативные идеологии тоже обладают своим набором ценностей и соответствующих практик – это не просто отрицание, а скорее, жизнь против и вопреки.
Оппозиционная идеология – это не совсем то же самое, что негативная идеология. Оппозиционная идеология чаще всего существует в противовес доминирующей, или какой-либо идеологии, ущемляющей ценности, права и жизнь тех, кто ценности доминирующей, или другой идеологии, не разделяет, так как жить в соответствии с такой идеологией не представляется в полной степени возможным.
Оппозиционная идеология – это альтернативный набор осмысленных практик.
Позитивная идеология – это та, которая направлена на создание новых смыслов и способов совместной жизни, а не на разрушение существующих. Так, например, оппозиционная идеология может быть как позитивной, так и негативной. Точно так же и доминирующая идеология может быть направлена как на создание определенного образа жизни, так и на разрушение отличных способов жить в мире.
Ни одна из этих форм не существует в идеальном виде – любая идеология – это, как минимум, комбинация из вышеперечисленных. Более того, идеология – это не статика, а динамика – ее нужно постоянно поддерживать, она постоянно видоизменяется и трансформируется.
Люди соприкасаются с идеологией, обучаются ей и поддерживают ее в повседневной коммуникации, идеология присутствует в повседневном дискурсе и публичном пространстве, идеология присутствует в различных культурных текстах.
Идеология тесно связана с идентичностью, поскольку предлагает жить и действовать в мире в соответствии с определенными ценностями, убеждениями и установками, в том числе, по отношению к себе и окружающим.
Так же, как и идеология, идентичность – это процесс и социальная практика. Это значит, что в разных контекстах и жизненных ситуациях, человек может выдвигать на первый план разные типы идентичностей, или их комбинацию, которая наилучшим образом соответствуют месту и времени.
Идентичность – это отдельная большая тема, поэтому, скажу коротко. Ученые выделят разные уровни и типы идентичностей, которые можно применить к определенному человеку – так называемый «репертуар идентичностей».
Похожим образом, можно говорить и о «репертуаре идеологий» – нет какой-то одной идеологии и какой-то одной идентичности, которой человек придерживается постоянно в неизменном виде везде и всегда на протяжении всей своей жизни.
Есть их набор, который постоянно видоизменяется и трансформируется с разной скоростью и в зависимости от обстоятельств. Как сказал бы Doctor Who: “It’s a… wibbly wobbly timey wimey… stuff.”
«Миф», в самом общем смысле – это, в первую очередь, история, форма речи, нарратив, которые предлагают определенный набор смыслов, убеждений, в которых отражен определенный способ смотреть на вещи, на людей вокруг, на себя в мире и на мир вокруг себя.
Миф не равно ложь, миф не равно фейк, миф не равно сказка. Миф – это определенный способ отражения мира в языке и именно поэтому, идеологии опираются на мифы. Миф может отражать идеи о прошлом, будущем и настоящем. Именно поэтому, мифы способны связывать человека с определенными групповыми и индивидуальными представлениями о прошлом, настоящем и будущем.
Идеологии нужна протяженность и миф эту протяженность способен создавать. Здесь уже можно говорить о представлениях о прошлом («литвины», «партизаны», «униаты», «развалили СССР» и так далее), о коллективных представлениях о будущем («будет всем по 500», «будем бороздить просторы вселенной» и так далее), о коллективных представлениях о настоящем («строим коммунизм», «поддерживаем мир и стабильность», «шатают страну» и так далее).
Набор различных мифов о прошлом, настоящем и будущем позволяет наполнить идеологию определенными смыслами о месте человека в мире и его истоках, об общей и совместной жизни здесь и сейчас и о том, к чему это все в итоге ведет.
Короче, получается осмысленная протяженность существования человека во времени и пространстве.
«Пропаганда» – это целенаправленное продвижение «идеологий» и связанных с ними «мифов», как неотъемлемой части этих «идеологий». Если идеология – это практика жизни в соответствии с некими убеждениями, то миф – это, скорее, набор убеждений, которые ложатся в основу этой практики.
И вот пропаганда – это уже попытка нахлобучивать определенные мифы на конкретную идеологию и втюхивать всё это окружающим.
Если грубо и в общих чертах, то как-то так…
Антон Динерштейн, 12.11.2020.
вторник, 29 декабря 2020 г.
Идеология, пропаганда, миф...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий