Читая белорусские новости, возникает впечатление, что стало вдруг на порядок больше повседневной трэшанины. Я имею в виду, не столько трэшанину с правами человека, а обилие аварий, поломок, происшествий разного рода.
То водопровод сломается, то что-то горит, то где-то что-то взрывается, то дерево упадет, то еще что-то. Возникает вопрос, это как-то связано с текущей политической и экономической ситуацией, или просто больше таких случаев стало попадать в медиапространство?
В Media Studies есть такое понятие как Mean World Syndrome (синдром жестокого мира). В общих чертах, это означает, что люди начинают воспринимать окружающий мир как ужасно опасное и страшное место, так как все заголовки пестрят катастрофами.
В итоге создается впечатление, что количество катастроф в повседневной жизни просто зашкаливает, хотя в действительности это не обязательно так.
Один из принципов, по которому СМИ выбирают сюжеты для новостей, основан на том, что в событии должна быть какая-то сенсация, экстраординарность, зрелищность – что-то, что выделяет событие из обыденной повседневности.
Часто ли вы встречали сюжет о том, как некий дядя Вася пошел в магазин за молоком? А вот если этот дядя Вася известный селебрити и долларовый миллиардер, который среди бела дня зашел в супермаркет, об этом моментально раструбят все, кому не лень.
Тут возникает вопрос, а действительно ли количество повседневной трэшанины возросло, либо просто больше таких сюжетов попадает на публичное обозрение? Возможно, раньше тоже происходило много аварий, поломок и происшествий, но они просто не попадали в повестку.
Поскольку каждый у кого есть в кармане смартфон, или видеорегистратор на лобовом стекле, потенциально становится репортером, это выглядит вполне логичным. Хотя, я не исключаю и того, что есть тут некая взаимосвязь с текущей ситуацией…
У известного американского политолога и антрополога Джеймса Скотта есть такая книга, которая называется Weapons of the Weak: Everyday Forms of Peasant Resistance (Оружие слабых: Повседневные формы противостояния крестьян).
В этой книге Скотт упоминает о том, что мелкие диверсии, бытовое неподчинение, игнорирование приказов, установленных сверху законов и так далее, являются повседневными формами борьбы с несправедливостью.
Крестьяне использовали такие методы, так как не могли напрямую противостоять тем, кто владеет силой и властью, основанной на этой силе. Поэтому поток «мелких шалостей исподтишка» не прекращался там, где нельзя было напрямую дать оппоненту в тык.
Поскольку договориться с «властями» часто было невозможно, крестьяне прибегали к такому вот нехитрому способу… Вот сижу и думаю, дело в медиа повестке, или есть во всем этом что-то от старика Скотта?..
На этом у меня все.
Антон Динерштейн, 24.06.2021
воскресенье, 8 августа 2021 г.
Беларусь: Трэшанина, медиа повестка и старик Скотт...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий